АНАЛИТИКА

Гонения на Грузинскую церковь в интересах Эчмиадзина во времена Российской империи: был ли шанс уцелеть у Албанской церкви?

11.01.21 11:54


Древняя независимая и автокефальная Албанская церковь, с присоединением ханств Северного Азербайджана к Российской империи, не имела никаких шансов противостоять полному поглощению армянской церковью – Эчмиадзинским католикосатом – доказывает драматическая судьба независимой автокефальной Грузинской Православной церкви, после того как в Грузии было введено российское правление.

Изначально присоединение к Российской Империи Восточной Грузии было воспринято ее населением позитивно, поскольку формально Россия тоже была православной державой. Однако, увы, российская элита и верхушка по факту от Православия отошла. Среди российских офицеров и чиновников значительный процент составляли вообще не православные, немецкого происхождения. Их считали «русскими» поскольку они говорили на русском, но Православной церкви они были глубоко чужды, тем более в «дикой азиатской стране», которой они считали Грузию. Никакого благоговения перед православными святынями у этих людей не было.

Да и русские дворяне, которые были формально православного вероисповедания, тоже религиозного рвения не испытывали. Не случайно именно в среде таких офицеров, состоящих в масонских ложах, несовместимых с христианством, в 1825 г. и возник «декабристский мятеж». Сосланные на Кавказ «декабристы» тем более никакого сочувствия православной вере не разделяли.

Искренне верующими людьми, благоговейно относившимися к грузинским христианским святыням, были простые русские солдаты, но как раз они политику не определяли.

Поэтому, к сожалению, первым же делом российская администрация в Грузии начала, по сути, преследование независимой Грузинской Православной Церкви. Автокефалия Грузинской Церкви в 1811 г. была упразднена, был образован Экзархат, подчиненный Святейшему Синоду в Петербурге. Начиная с 1817 года, экзархами Грузии становились исключительно русские архиереи, абсолютно чуждые грузинскому народу, не знавшие грузинского языка и взявшие курс на полную русификацию грузинской церкви.

Гораздо более страшной была политика на закрытие монастырей, епархий, церквей, сокращений числа духовенства, которой «на все 100%» воспользовались армянские переселенцы, чтобы присваивать грузинские храмы.

Дело в том, что в самой Российской Империи обычно размеры православных епархии совпали с размерами губерний. То есть по «российским нормам» вся Грузия должна была быть одной, максимум двумя-тремя епархиями. Хотя до присоединения к России в Грузии было 23 действующих епархии объединенных в два независимых католикосата: Мцхетский в Восточной Грузии и Абхазский (Абхазо-имеретинский) в Западной.

С упразднением Мцхетского католикосата в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждались 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская, которые впоследствии были объединены. В Западной Грузии, где существовало 10 епархий (на территории которых находилось 15 монастырей и 618 действующих церквей) в итоге образовали всего 3. Упразднение епархий сопровождалось массовым закрытием монастырей и приходских церквей.
Сама церковная организации в Грузии до ее присоединения к Российской империи существенно отличалась от российской. Напомним, что в Российской Империи где после секуляризационных реформ Петра Первого и упразднения им патриаршества и созданием Святейшего Синода (обер-прокурор которого мог быть вообще не православным!) Русская Православная Церковь, по сути, превратилась в госучреждение, полностью зависимое от государства. При Екатерине II в Российской империи у Православной церкви были отобраны все земельные владения, огромное количество монастырей было закрыто, а монахи разогнаны. Монастырские церкви в лучшем случае превращены в приходские, а многие просто закрыты.

Благочестивый грузинский народ веками стремился, чтобы служба даже в самых маленьких и бедных церквях никогда не прекращалась. В итоге, часто в селе действовала не одна (как это было обычным в России), а две и более церквей и в каждой был не один, а несколько священников. Деревень с православным населением без «своих» церквей в Грузии, в отличие от той же России, практически не было (тогда, как в России часто жители небольших деревень своих церквей не имели и были «приписаны» к приходу в ближайшем большом селе).

После присоединения Грузии к России, российские власти поставили своей целью сократить численность православного духовенства, закрыть бедные и «нерентабельные» церкви и особенно закрыть «лишние» с их точки зрения монастыри. Одновременно, в отношение армянской церкви, еретической с точки зрения Православия, таких целей российская администрация не ставила.
Эчмиадзин мог основывать (а скорее захватывать албанские и преобразовывать их в «армянские») монастыри где угодно и в каком угодно количестве, содержать сколько угодно духовенства, вести среди паствы националистическую пропаганду. Ничего подобного грузинскому духовенству не позволялось.

Парадокс: формально оставаясь православной страной, Российская империя по факту на Кавказе делала все, чтобы «ограничить» Православие и наоборот всячески содействовать армянской церкви, еретической с точки зрения Православия. Претендуя на владения Османской и Каджарской империй, российские императоры формально провозглашали целью «защиту христиан». Но поскольку к 1810 г. все земли, где жили православные грузины к Империи были присоединены (за ее пределами остались лишь земли, где проживали грузины-мусульмане), а на Востоке «древними христианами» позиционировали себя армянами, то все «покровительство» Российской империи было направлено исключительно на армян. В том числе и в ущерб даже единоверным грузинам.

В особенности развернулась кампания к ущемлению прав Грузинской Церкви и грузинского духовенства в восточной Грузии после подавления Кахетинского восстания 1812 г. В ходе подавления именно армяне выступили «русскими агентами» в среде восставших, по сути, предали грузин и в немалой степени способствовали подавлению восстание.

Ликвидация автокефалии Грузинской церкви привела к тому, что у церкви и монастырей отобрали все земельные владения, штат священников сокращался, Резкое уменьшение численности духовенства привело к тому, что в итоге многие грузинские церкви закрывались. Оставшиеся без регулярных богослужений (и часто «без надзора») церкви быстро прибирали к рукам армянские поселенцы.

Армяне иногда просто покупали землю, на которой стояла церковь, привозили своего священника (денег чтобы платить духовенству у разбогатевшего Эчмиадзина было достаточно) и возобновляли богослужение в церкви, но уже как в «армянской». Дальше, в отношение «прибранных» к рукам церквей армянские захватчики действовали по стандартной наработанной схеме: уничтожали, вставляли камни с надписями. Спустя несколько лет церковь становилась армянской и вокруг нее возникало армянское поселение.

Однако, самый страшный «погром» православной церкви с многочисленными жертвами произошел в западной Грузии. В 1817 г. Российской империей самостоятельность Абхазского (Западного грузинского) католикоса была упразднена и он был подчинен Экзарху Грузии. Российские власти решили здесь, как во всей империи резко сократить количество епископов, уменьшить количество и закрыть «нерентабельные» церкви, провести секуляризацию церковного и монастырского имущества, обложить церкви налогами.

Кто был реальным выгодополучателем (и возможно инициатором) такого процесса не трудно догадаться. Дело в том, что почти одновременно с ликвидацией автокефалии Грузинской Православной Церкви, Эчмиадзином при содействии российских властей была образована «Армянская епархия Грузии и Имерети». В 1814 году во главе «Армянской епархии Грузии и Имерети» стал архиепископ Нерсес Аштаракеци, будущий католикос Эчмиадзина.
Именно Нерсес Аштаракеци в Тифлисе постоянно убеждал наместника царя об «необходимости» захвата Иреванского ханства и образовании на его месте т.н. «Армянской области». Одновременно Нерсес Аштаракеци занимался воспитанием подрастающего армянского поколения в агрессивном националистическом духе. В частности, в 1824 году им в Тифлисе была открыта школа Нерсисян, ставшая, по сути, центром «промывки мозгов» молодому поколению армян. И в это же самое время не то, чтобы об обучении на грузинской языке шла речь – в церквях экзархи запрещали богослужение на грузинской языке, переводя его на непонятный народу (и духовенству) церковнославянский.

Эчмиадзинский католикосат и Нерсес Аштаракеци развернули кампанию по переселению армян из Турции на грузинские и азербайджанские земли. Богатые армяне специально выкупали земли, на которых были расположены грузинские церкви (как разрушенные или полуразрушенные древние церкви, так и церкви закрытые тем же Экзархатом) и переделывали их в «армянские».

Так как Имерети и в целом западная Грузия были присоединены к Российской Империи во многом насильно, а законный царь Соломон был изгнан и умер в Турции, «доверие» у российских чиновников к населению Имерети и Западной Грузии было еще меньше, чем к населению Восточной Грузии. Они считались, в отличие от армян, «ненадежными» и такую мысль российским наместникам внушал тот же Нерсес Аштаракеци. После подавления восстания в Имерети, армянские церковники явно вынашивали планы также прибрать грузинские церкви Западной Грузии к своим рукам и организовать массовое заселение Западной Грузии армянскими переселенцами.

Именно поэтому и были подготовлен план «церковных реформ», который начали реализовывать после того, как на пост Экзарха Грузии был назначен архиепископ Рязанский и Зарайский Феофилакт (Русанов). В июне 1819 года к тому времени уже митрополит Феофилакт направил в Имерети сотрудников синодальной конторы, которые начали закрывать церкви и изгонять священников. Почти все епархии и большинство церквей и монастырей Имерети подлежали закрытию.

В итоге, в западной Грузии вспыхнуло восстание против закрытия церквей и монастырей. Лидерами сопротивления стали митрополиты Кутаисский Досифей (Церетели) и Ганаэтский Евктиме (Шервашидзе). Российские власти учинили неслыханное надругательство над двумя престарелыми и уважаемыми народом митрополитами. Митрополитов Досифея и Эквтиме схватили, связали, надели на голову мешки и увезли из Имерети. Избитый прикладами и покалеченный штыками старый митрополит Досифей скончался. Его тайно погребли возле церкви крепости Ананури. Недавно, в 2005 году митрополиты Достфей и Эквтиме были причислены к лику святых Грузинской Православной Церкви как святомученики.

Церковное восстание было подавлено в западной Грузии с большой жестокостью. Как признается тогдашний главнокомандующий российскими войсками на Кавказе генерал Ермолов в своих «Записках», где признается что: «Только к концу лета 1820 г. властям удалось подавить волнения. В Имерети, Раче и Гурии были разрушены почти все крепости, сожжены сотни домов, убито, ранено и схвачено множество участников волнений».

И хотя после 1820 г. опасаясь повторения восстания, российские власти темпы церковного реформирования на территории Западной Грузии снизили, «реформы» с массовым закрытием церквей, которые оказывались «бесхозными» продолжались. Казалось, все было готово, чтобы по стандартной схеме организовать заселение западной Грузии «верноподданными» армянскими поселенцами, которые по уже апробированной в Восточной Грузии и Карабахе схеме могли начать прибирать к рукам закрытые грузинские церкви и вставлять в них свои плиты с надписями и доказывать, что «здесь всегда была Армения».

Чудом спасло западную Грузию от массового закрытия церквей, в интересах представителей «древнего многострадального народа» и армянского заселения, лишь несчастье другого народа – азербайджанцев Иреванского ханства.

В 1826 году между Россией и Державой Каджаров началась война. Эта война во многом началась благодаря Нерсеса Аштаракеци стараниям. Звездный час Нерсеса Аштаракеци настал. В помощь российской армии Нерсес Аштаракеци организовал армянские «добровольные» отряды из отъявленных головорезов, которые по пути следования российской армии осуществляли террор против мусульманского населения.

13 апреля 1827 года Нерсес Аштаракеци вместе с русскими войсками и армянскими бандитскими отрядами вошли в  Эчмиадзин. После полного захвата Иреванского ханства, Нерсес Аштаракеци был назначен одним из двух временных руководителей, созданной на землях ханства т.н. « Армянской области». Его стараниями из Персии в первые же годы в Иреван и его окрестности переселились 40000 армян. За содействие Российской империи Нерсесу Аштаракеци был пожалован орден Св. Александра Невского.

Таким образом, вместо заселения «верноподданными» армянскими переселенцами только что усмиренной Имерети российские власти и Эчмиадзиский католикосат сосредоточился на заселении армянами Иреванского ханства. Именно туда был направлен основной поток армянских переселенцев из Турции и Ирана, когда ханство было захвачено. К тому же западная Грузия (та же Имерети), с влажным климатом и малярией в низменных местах, армянским переселенцам не особенно нравилась.

Поток армянских переселенцев устремится на западногрузинские земли намного позже, в конце 19 столетия. Армяне тогда «облюбуют» Абхазию, после того как в ходе навязанного абхазам мухаджирства и оттуда была изгнана значительная часть коренного населения (и это предопределит трагедию грузин Абхазии в 1992-1993 г.). Переселится много армян и в Аджарию, из которой также после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. была по факту организована массовая депортация коренного грузинского населения.

Российская администрация в отношении Грузинской Православной церкви по факту проводила репрессии, одновременно покровительствуя армянам. И как результат фактически весь Южный Кавказ подвергся массированному нашествию армянских переселенцев. С помощью российской администрации пришельцы присвоили и «арменизировали» сотни храмов в Грузии, на которые и сегодня незаконно, но официально претендует Армянская апостольская церковь (ААЦ).

Если в формально Православной Империи армянские переселенцы были «любимцами» в отличие от «своих» же православных подданных и им позволялось нагло присваивать грузинские православные храмы , то что уже говорить о храмах Албанской церкви, которая армянскими интригами еще раньше была отторгнута от Православия? Поэтому почти тогда же, в 19 столетии, древняя Албанская церковь была полностью «поглощена» армянскими пришельцами и все ее наследие извращено, уничтожено или фальсифицировано.

Kavkazplus

Прочитано : 6184


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента