АНАЛИТИКА

Афганистан и «хронологическая взаимосвязь» с сепаратистскими проектами на Южном Кавказе

31.08.21 8:00


Стремительно развитие событий в Афганистане ввело в замешательство многих политологов постсоветского пространства, особенно тех, кто был не в курсе «подноготной» процессов. Российские пропагандисты в замешательстве – с одной стороны как бы нужно радоваться очередному якобы «поражению США», но с другой стороны все-таки дальновидных людей терзают смутные сомнения.

США из Афганистана уходят, там остается масса оружия и две боеспособные армии (еще недавно проамериканские афганские войска и талибы, которые сливаются в одну «суперармию» под контролем последних. И эта « суперармия» (по масштабам Среднего Востока) для США и стран НАТО никакой опасности не представляет, но стоит на рубежах зоны российских интересов.

Также в замешательстве сепаратисты в Цхинвали и Сухуми. Некоторые из них «на радостях» уже начали заявлять, что дескать, они могут признать Талибан, если Талибан в свою очередь признает их «независимость». Но им сделали «строгое внушение» из Москвы и они быстро замолчали.

Между тем афганская драма намного сильнее связана и с Россией и с поддерживаемым ею сепаратизмом, чем кажется на первый взгляд.
Вспомним, с чего все начиналось. Выведя войска из Афганистана СССР, а затем Россия еще определенное время поддерживала своего ставленника Мохаммада Нажибуллу, который довольно таки успешно воевал с «антисоветскими» моджахедами.

Однако, затем приоритеты Кремля поменялись. Решено было сделать ставку на псевдо-«великодержавие» и поддержку сепаратизма на «огрызках» бывших союзных республик. Оружие пошло в основном на Кавказ, в первую очередь армянским агрессорам, которым благодаря этому удалось захватить азербайджанский Карабах. Также организовывались совместно с армянским лобби сепаратистские проекты в Цхинвальском регионе и Абхазии.

В конечном итоге войну в Абхазии против Грузии организовывали как раз те военные специалисты, у которых был опыт войны в Афганистане, и помощи которых как раз не хватало Наджибуле, отчаянно пытавшемся удержать контроль над Афганистаном.

Помощь режиму Наджибуллы таяла по мере «разворачивания» сепаратистских движений на Кавказе и потом вовсе прекратилась. Интересно проследить хронологию: с 1 января 1992 года Россия (как правопреемник СССР) прекратила поставки всех вооружений и боеприпасов афганским правительственным войскам. В этом же году это оружие и боеприпасы в огромном количестве появятся у армянских националистов, организовавших дикие этнические чистки в Карабахе, в частности геноцид азербайджанского населения в Ходжалы в феврале 1992 г.

Затем масса оружия появится у сепаратистов и всевозможных боевиков (в том числе армянских) в Абхазии, где тем же кремлем и армянскими лобби была развязана сепаратистская война (интересно, что тот же Шеварднадзе в бытность главой МИД СССР всячески убеждал кремлевские власти делать ставку именно на Наджибуллу).

А в Афганистане, попавшие под влияние армянского лобби и иностранных «доброжелателей» кремлевские «стратеги», окончательно сбросили со счетом чудом державшегося Наджибуллу, войдя в сговор с «перевербованными» моджахедами, в частности таджиком Ахмад-шахом Масудом, а также заставили выступить против Наджибуллы узбекского генерала Рашида Дустума. Сделано это было опять таки с прицелом на то, чтобы «перенести кавказский сепаратистский опыт» и в Афганистан, используя «этнический принцип». Советские и российские спецслужбы везде пытались брать за основы примитивные этнонациональные «шаблоны». Так или иначе, но 28 апреля 1992 г. отряды моджахедов во главе с Ахмад шахом Масудом без боя вошли в Кабул, свергнув Наджибуллу, который укрылся в миссии ООН.

Но спецслужбы других мировых держав делали ставку не на этноплеменные связи, а на более серьезный фактор, а именно на религию. И возникновение движения Талибан явно не прошло без их участия. То, что оно временно и частично вышло из-под контроля тех, кто его «благословил» – это так сказать «издержки процесса». Но те, кто делал ставку на Талибан очень хорошо «просчитали», что в многонациональном и многоплеменном Афганистане лишь религиозный фактор может сплотить различные слои общества. И «долгоживучесть» этого проекта в условиях, что Талибан почти 20 лет был отстранен от власти то же показатель того, что создан он бы совсем не глупыми людьми.

Проповедь талибов возврата к мусульманским ценностям, а также их решительное противодействие произволу превратившихся в банальных бандитов «полевых командиров» нашло отклик у населения. В итоге Талибан очень быстро установил контроль над большей частью Афганистана и 27 сентября 1996 года талибы захватили Кабул. Наджибулла был ими схвачен и казнен.

Но связанные с российскими спецслужбами моджахеды, тот же Ахмад шах Масуд сумели удержать под контролем часть северных районов Афганистана. Потянулась долгая гражданская война между талибами и т.н. «Северным Альянсом», в ходе которой РФ оказывала поддержку последнему оружием и военным специалистами.

«По странному совпадению» именно в этот период наблюдалось относительное «затишье» на Кавказе. Причем не только в Карабахе, Абхазии и Цхинвальском регионе, но и в Чечне, где в 1994-1996 гг. «бумеранг сепаратизма» вернулся и ударил по самой России, образовав на ее территории непризнанное «государство Ичкерия».

В 1998-1999 гг. талибы существенно потеснили Северный Альянс и именно тогда в РФ начала разворачиваться «как по команде» пропагандистская истерия относительно «исламской угрозы». Но направлена она была не столько на Афганистан, сколько на Кавказ. На фоне этой пропагандисткой шумихи начался явный поиск «преемника» президента Бориса Ельцина. Сперва премьером был назначен Сергей Степашин и «как по заказу» началось обострение обстановки в некоторых горных районах Дагестана.

Но общество не воспринимало Степашина как «спасителя от исламской угрозы». Тогда неожиданно главой правительства стал никому до этого не известный глава ФСБ Владимир Путин. Ну а что дальше было все прекрасно помнят.

Произошли взрывы в Москве и Волгодонске (а также был найден порошок-гексоген в Рязани, но случай замяли), Путин заявил, что будет «мочить террористов, началась ура-патриотическая истерия и вторая чеченская война. И именно во время этой войны началась «антигрузинская» кампания. Грузию обвинили в «поддержке террористов» и российское общество начали постепенно склонять к тому, что военное вмешательство в Грузии «необходимо». Одновременно началась явная неприкрытая поддержка Кремлем сепаратистских режимов в Сухуми и Цхинвали.

Самое интересное, что сценарий с раскручиванием пропагандистской истерии в связи с якобы «угрозой исламского терроризма» в РФ в той же последовательности повторился спустя некоторое время, но в мировом масштабе. Были организованы теракты 11 сентября 2001 г., в которых сразу же (без расследования) обвинили «террористов окопавшихся в Афганистане», что стало поводом для вторжения США в эту страну и установления марионеточного проамериканского режима на базе все того же Северного Альянса. То как легко США «превербовало с потрохами» бывших «друзей» российских спецслужб показывает «эффективность» их работы в чужих интересах. Правда Ахмад шах Масуда «по странному стечению обстоятельств» за 2 дня до теракта 11 сентября убили, организовав взрыв в его резиденции.

При этом Владимир Путин на все 100% подержал информационную «антитеррористическую» истерию и «официальную версию» США о связи Талибана и терактов 11 сентября. Именно на этот период приходится волна «путиномании» на Западе и «очарования Путиным».

Т.е. есть очень много вероятностей, что и возможность иметь «карманных сепаратистов» играя в фейковую «великодержавность» была позволена властям РФ в обмен на участие в многоходовой «игре», где «мировым злом» был объявлен пресловутый «исламский терроризм». В ходе борьбы с этим «мировым злом» США значительно расширили сферы своего геополитического влияния. А Афганистан, где талибы оно время запретили наркоторговлю, при проамериканской администрации стал одним из основных производителей наркотиков, от которых страдало и страдает то же население РФ. Разумеется, что все это делалось негласно и нелегально.

В то время пока США «устанавливали демократию» в Афганистане, РФ всерьез «заигралась» с сепаратизмом и перекройкой границ, что вылилось в 2008 в агрессию против Грузии, а в 2014-2015 г. в события в Украине, где Россия, следуя стратегии «отгрызывания кусков» под ура-патриотическую истерию была втянута в войну. И по некоторым данным потеряла на Донбассе намного больше погибших, чем и в Афганской войне и в других локальных конфликтах. А в 2015 г. под предлогом борьбы со все тем же «исламским терроризмом» Россия оказалась втянута и в войну в Сирии.

В итоге к 2020 г. РФ оказалось в «огненной кольце»: имея тлеющие территориальные конфликты и войны, плюс санкции за аннексию украинских территорий. В таких условиях в 2020 г. РФ не решилась вмешаться в Карабахскую войну, несмотря на истошные «вопли о помощи» Ереванского режима и был ликвидирован первый сепаратистский проект на Южном Кавказе – т.н. «арцах».

Самое интересное, что деоккупация азербайджанского Карабаха произошла именно тогда, когда администрация США (еще при Дональде Трампе) приявила решение вывести свои войска из Афганистана (администрация Джо Байдена лишь ускорила этот процесс). Возможно это «просто совпадение». Но если учесть как «синхронно» происходили другие события и на Кавказе и в Афганистане в прежние десятилетия – совладений оказывается «слишком много».

И вот сегодня опять Афганистан и Южный Кавказ, прежде всего сепаратистские зоны оказываются связанными как сообщающимися сосудами. Ситуация в Афганистане «дамокловым мечом» повисла над зоной российских интересов в Центральной Азии.

Талибы сами по себе вряд ли начнут экспансию в северном направлении. Ну во-первых, Афганистан может стать базой для оппозиции режимов в Центральной Азии (прежде всего в входящем в ОДКБ Таджикистане). Во-вторых, в Афганистане огромное число людей, которые воевали все предыдущие годы и ничего кроме этого делать не умеют. Направить их «в нужном направлении» всегда можно.

В итоге РФ просто не хватит сил, чтобы «держать все фронты». И уже в ближайшее время может встать вопрос о том, чтобы «сбросить балласт» в виде сепаратистов и взамен получить хотя бы на Кавказе стабильную границу.

В таких условиях ни о какой поддержке реваншистских планов армянских националистов речи уже не идет. Это, судя по всему понимает и Никол Пашинян, который уже меняет риторику в сторону того, что нужно примириться с Азербайджаном. И опять «по странному стечению обстоятельств» резко «подобрел» Пашинян после кадров из Кабула, где можно наблюдать драматические моменты эвакуации в местном аэропорту.

По видимому, все такие есть понимание, что заигравшись в «непримиримость» в критический момент можно и не успеть на последний самолет и не спасут попытки уцепиться за шасси. То же надо понимать сухумским и цхинвальским сепаратистам – чтобы не цепляться за уходящие танки оккупантов в последний момент.

Kavkazplus

Прочитано : 3862


Напишите комментарии

(В своих комментариях читатели должны избегать выражения религиозной, расовой и национальной дискриминации, не использовать оскорбительных и унижающих выражений, а также призывов, противоречащих законодательству .)

Публиковать
Вы можете ввести 512 символов

Новостная Лента